Социальный педагог

 

Страница социального педагога

 

Роль социального педагога в ДОУ

 

В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:

- роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;

- роль защитника интересов и законных прав ребенка;

- роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;

- роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.

Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также - между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.

 

Функции социального педагога в ДОУ

 

Социальный педагог:

- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;

- изучает психолого-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;

- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;

- выступает посредником между ребёнком и учреждением, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

 - определяет задачи, формы, методы социально - педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;

- способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;

- взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.

 

                             Направления деятельности социального педагога ДОУ

 

- Работа по защите прав ребёнка.

- Работа по социальному развитию личности ребёнка.

- Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.

- Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.

- Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.

- Работа с родителями социально опасных семей.

- Работа с социально незащищенными семьями.

- Работа с ближайшим окружением.

- Работа с социальными институтами.

 

ПРАВОВОЙ ВЕСТНИК

 

Консультации социального педагога

 

  1. Как развивать у ребенка чувство ответственности

 

Ответственность не дается человеку с рождения. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия. Дисциплина и ответственность – разные, но взаимосвязанные качества человеческой личности. Без дисциплины нет ответственности. Дисциплина подразумевает «обучение». По сути, это обучение правильной, эффективной жизнедеятельности. Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными.

 

Составляющие ответственности:

 

1. Понимание задачи – знание того, что нужно сделать.

 

Например, мы говорим: «наведи порядок в своей комнате». А ребенок решает эту задачу по-своему. Для ясности нужно, чтобы родитель и ребенок вместе убирали детскую комнату.

 

2.  Для согласия с поставленной задачей у ребенка должен быть выбор.

 

Чаще предлагайте ребенку альтернативу: «ты соберешь игрушки или разберешь книги на столе?», «Ты поможешь мне пропылесосить или будешь вытирать пыль?»

 

Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.

 

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

 

Для этого можно использовать похвалу, а по мере взросления учить «отсроченному» вознаграждению, развивать систему бонусов и т.д.

 

Условия развития чувства ответственности

 

Развитие ответственности – длительный процесс. Родители должны позволить ребенку быть самостоятельными, помочь ему развить свои способности. А быть самостоятельным – значит осуществлять выбор по собственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.

 

Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребенок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него. Для этого:

 

-  поймите природу своих притязаний, определите свои цели;

-  учитывайте возрастные особенности ребенка;

-  принимайте в расчет особенности характера;

-  оценивайте опыт ребенка, не спрашивайте то, чему его не учили.

 

 

  1. Памятка родителям от ребенка

 

- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.

- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.

- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.

- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.

- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достичь, таким образом, еще больше «побед».

- Не расстраиваетесь слишком сильно, когда я говорю «я вас ненавижу!». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

- Не заставляли меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став «плаксой» и «нытиком».

- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

- Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне  чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня использовать их в дальнейшем.

- Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать  с вами становится минимальным. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.

- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я великолепно знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

- Не заставляйте меня чувствовать, что мои  проступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что негоден.

- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

- Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.

- Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих – невпроворот.

- Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, а если плохую – отвергаем.

- Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.

- Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.

- В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.

3. «Как выразить детям свою любовь?»

 

Зрительный контакт. Ребенок использует его для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить свою любовь, тем более он пропитан этой любовью. Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребенок научится так же смотреть на людей. Если мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребенок приучается к такой же реакции.

Ласковые, ободряющие прикосновения – замечательная возможность для общения. Для этого необязательно целоваться, достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать  по волосам, шутливо потолкаться. Все это укрепляет эмоциональное равновесие ребенка.

 

  1. «Как добиться послушания ребенка»

 

Уважаемые родители! Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что. Как можно больше времени проводите вместе со своими детьми, демонстрируйте им, что вы считаете важным все, что они делают. Разговаривайте с ними об интересах, школе, спорте, друзьях и т.д.

 

Не используйте в общении  с детьми такие фразы: «Поймешь, когда вырастешь…» или «Ты еще мал, чтобы рассуждать об этом». В отношениях с детьми четко определяйте правила и устанавливайте границы, но допускайте некоторую свободу в установленных границах, в рамках правил. Будьте хорошим примером для своих детей. Развивайте в них терпимость к окружающим.

 

Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы достигать их. Оказывайте детям поддержку в различных ситуациях. Научите их рационально распределять свое время. Делитесь с ними своим жизненным опытом, рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней.

 

Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребенка, это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие. Любите своего ребенка, ибо родительская любовь решает множество проблем.

 

5.     Конвенция о правах ребенка

 

XX век, с его катаклизмами и разрушительными войнами, дал человечеству возможность осознать, что право и закон - не прихоти, а неотъемлемые составляющие мира и согласия на Земле.

Знание прав помогает каждому активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к собственной жизни и жизни сограждан. Переходное из века в век десятилетие (1995-2004) объявлено Организацией Объединенных Наций Десятилетием образования в области прав человека.

 

 

 

История международного законодательства,

защищающего права детей

 

1924 год - Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребенка, в которой намечены меры по ликвидации детского рабства и торговли детьми, ограничению детского труда и искоренению проституции среди несовершеннолетних.

1959 год - Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой провозглашается необходимость защиты основных прав детей.

1979 год - Комиссия ООН по правам человека разрабатывает проект Конвенции о правах ребенка. Кропотливая работа продолжалась в течение 10 лет.

20 ноября 1989 года - Конвенция о правах ребенка единогласно принимается Генеральной Ассамблеей ООН. Государства, подписавшие Конвенцию, приняли на себя правовую ответственность за действия в отношении детей, обязались пересмотреть свое национальное законодательство в соответствии с положениями этого международного документа.

На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 2 сентября 1990 года. Положения ее сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Во многих российских законах они нашли свое отражение. Особое место среди них занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Его можно считать детской конституцией России.

Конвенция содержит 54 статьи. В ней определены права детей, отражающие весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

Вы должны знать, что в главном документе нашей страны, Конституции Российской Федерации, особо подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Россия, ратифицировавшая Конвенцию о правах ребенка в числе первых 20 государств мира, взяла на себя юридические обязательства по ее выполнению.

 

Ознакомление с некоторыми статьями Конвенции о правах ребенка:

Статья 1. Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.

Статья 3. Все действия в отношении ребенка должны в полном объеме учитывать его интересы. Государство должно обеспечивать соответствующую заботу о ребенке, если родители или другие лица, на которых возложена эта ответственность, этого не делают.

Статья 6. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребенка.

Статья 9. Ребенок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

Статья 12. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка.

Статья 14. Государство должно уважать свободу мысли, совести и религии ребенка при соответствующем руководстве со стороны родителей.

Статья 15. Ребенок имеет право встречаться с другими людьми и вступать в ассоциации или создавать их.

Статья 16. Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную и домашнюю жизнь, а также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора.

Статья 23. Ребенок-инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию

Статья 26. Ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Статья 28. Ребенок имеет право на образование, и обязанность государства состоит в обеспечении бесплатного и обязательного начального образования, в поощрении среднего образования, доступного для каждого ребенка, и в обеспечении доступности высшего образования для всех на основе способностей. Школьная дисциплина должна обеспечиваться с учетом прав и при уважении достоинства ребенка. Государство должно осуществлять международное сотрудничество с целью реализации этого права.

Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению, имеют право пользоваться своей культурой, родным языком и исповедовать свою религию.

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32. Ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.

Статья 33. Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также от их привлечения к производству таких веществ и торговле ими.

Статья 34. Государство должно защитить ребенка от сексуальной эксплуатации и совращения, включая проституцию и порнографию.

Статья 40. Ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию. Ребенок имеет право на основные гарантии, а также правовую и другую помощь при защите. Следует по возможности избегать судебного разбирательства и содержания в местах лишения свободы.

 

 

 

 

© 2012-2015 Частное дошкольное учреждение
"Детский сад № 263 ОАО "РЖД"
Контактная информация

Адрес: Россия, 680021, Хабаровск, ул. Станционная, 6а

Телефон: (4212) 56-28-51